Город начинается с вокзала. Вокзалы и вокзальные площади являются визитной карточкой. Вот почему их архитектурно-художественному облику всегда придавалось особое значение.
Первый железнодорожный вокзал во Владимире был сооружен с большим мастерством и архитектурной изысканностью. Его начали строить в воскресенье, 29 мая 1860 г. Связано это было с тем, что намечалось скрыть через Владимир железнодорожное движение. Первый поезд пришел в наш город из Москвы. Это знаменательное событие произошло 19 марта 1861 г. Тогда участок железной дороги Москва - Владимир еще не был официально открыт. И все же по нему решили пустить экстренный поезд для доставки в наши края долгожданного Положения о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости. В поезд погрузили несколько сотен тюков с напечатанным Положением. В губернию попало 5 тысяч экземпляров. Их раздавали во всех населенных пунктах по пути следования поезда. Таким образом, с его первым рейсом пришла радостная весть об отмене крепостного права.
Официальное же открытие участка железной дороги Москва - Владимир произошло 14 июня 1861 г. Тогда между городами стали курсировать два поезда. Один отправлялся из Москвы в двенадцать часов, другой из Владимира - в четырнадцать часов.
2 августа 1862 г. был открыт для движения участок железной дороги от Владимира до Нижнего Новгорода.
В годы Великой Отечественной войны станция также жила очень напряженно. Люди работали часто круглые сутки без сна и отдыха, чтобы поезда с грузами из Сибири, Урала, Средней Азии следовали на фронт без остановок.
В послевоенный период коллектив работников станции проделал большую работу, чтобы увеличить ее пропускную способность.
Много сил вложили владимирские железнодорожники в электрификацию дороги, которая была завершена в конце 1961 г., а в январе следующего года со станции Горький-Сортировочная в наш город пришел первый электровоз Н-60 № 316. Прибытие его стало праздником для владимирских железнодорожников. Переход на электрическую тягу, оборудование стрелок электроцентрализацией позволили значительно увеличить производительность труда, улучшить условия работы. Спустя десять лет, а именно 30 мая 1971 г., со станции Владимир в Москву была отправлена первая электричка.
Сейчас через Владимир проходят ежедневно десятки грузовых и пассажирских поездов. В настоящее время на станции используются автоматизация и механизация производственных процессов, радиосвязь, электронно-вычислительная техника, промышленное телевидение. Все это помогает владимирским железнодорожникам успешно справляться с плановыми заданиями, обеспечивать своевременную приемку и отправку народнохозяйственных грузов и пассажирских поездов.
Вот мы приехали во Владимир. Пассажиров встречает теперь большой, красивый, удобный и приветливый железнодорожный вокзал. Он был построен взамен старому в 1975 г. Его проект разработали в институте "Мосгипротранс" архитекторы М. А. Годлиб, В. Я. Евстигнеев, Е. Н. Кмитович, Ю. Я. Малюшкин.
Фасады вокзала отделаны белым камнем - известняком, что придает ему торжественный и нарядный вид.
Здание вокзала очень светлое, просторное и удобное для пассажиров. В нем расположены кассы дальнего следования и пригородные, почта, телеграф, телефон, справочное бюро, залы ожидания, ресторан, буфет, аптека, киоск для газет и журналов, камеры хранения, эскалатор, служебно-технические помещения.
Как на любом большом вокзале, деловая жизнь идет здесь круглые сутки.
Вокзальную площадь всегда оживленная. Люди спешат с поезда или на поезд. Здесь останавливаются городские троллейбусы, автобусы, такси. Здесь расположен и новый просторный автовокзал, построенный в том же стиле, что и железнодорожный вокзал. Очень удобно расположение обоих вокзалов рядом, когда от одного до другого можно добраться без дополнительного транспорта.
С площади открывается удивительно живописная панорама старого Владимира. Перед собой гость видит древний городской вал. Слева венчают холм памятники архитектуры мировой известности - соборы XII века Успенский и Дмитриевский. Выступающий мыс земляного вала обрамляет ожерелье крепостных стен бывшего Рождественского монастыря, а левее флангирует красивая Богородицкая церковь. И ко всем этим архитектурным памятникам можно дойти от вокзала пешком за несколько минут. Не так много осталось в России крупных городов, где бы от железнодорожного вокзала до старинного городского центра можно было дойти пешком за считанные минуты.
Материал подготовили специалисты Владимирской областной научной библиотеки по книге Дмитриев Ю.А. и др. Улицы Владимира/ Ю.А.Дмитриев, Н.И.Дятлов, Р.Ф.Савинова. - Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1989. - 256 с.
Более подробную информацию Вы можете получить в отделе краеведческой библиографии Владимирской областной научной библиотеки (г. Владимир, ул. Дзержинского, 3)