Виртуальный Владимир » населенные пункты Владимирской области » Гороховецкий район » город Гороховец Виртуальный Владимир
  • город Гороховец улицы
  • город Гороховец организации
  • количество улиц: 67

  • Гороховец раскинулся на крутом правом берегу реки Клязьмы. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто человек и природа сговорились и действовали заодно, создавая красоту на века. Уместно привести слова академика Игоря Эммануиловича Грабаря, побывавшего здесь в трудном 1919 году, чтобы спасти бесценные произведения древнерусского искусства: «...и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа... Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже это одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастырьки, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века — ну просто как в «Спящей красавице», — до такой степени, что мы не видели даже новых домов. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века,— не расшиты, как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне... Другого такого «Китежа» я не знаю».

    Знакомство с Гороховцом лучше начать с Никольской горы, самой высокой точки города. Здесь, на небольшом плато, на семьдесят метров поднявшемся над уровнем реки, началась его история.

    В дославянскую эпоху (I тысячелетие н. э.) эти места были заселены финно-угорским племенем меря. Об этом свидетельствуют раскопки археологов на так называемой Лысой горе, расположенной поблизости.

    Мирное освоение края славянами шло постепенно из Суздальского ополья вниз по Клязьме. Уже в XI веке земли вокруг Гороховца были заселены славянами.

    Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе. Высота его земляных валов, сооруженных в XII веке, достигала пяти метров. В то время город был сильной пограничной крепостью на юго-востоке Владимиро-Суздальского княжества. Но после 1239 года, когда город был сожжен монголо-татарами дотла, жизнь в нем надолго замирает. В XV веке город уже принадлежал нижегородскому, а затем московскому князю и числился центром волости.

    В 1539 году на город совершили набег казанские татары. Окрестности были разорены. Когда враги осаждали город, повествует легенда, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется в народе Пужаловой горой. Это возвышенность, отделенная от древнего детинца глубоким оврагом, сейчас склоны ее заросли вишневыми садами, а на самой горе расположился городской парк.

    Беспокойной для города была и первая половина XVII века. Из переписной книги Гороховца за 1646 год видно, что город к тому времени разросся. На берегу Клязьмы был поставлен рубленый острог с башнями, рядом воздвигнута соборная церковь Благовещения, «древяна, верх шатром», а на посаде — деревянная церковь Воскресения, а также съезжая изба, двор воеводский, таможня, жилые и хозяйственные постройки, кузница, мыловарня, мельница.

    Напротив, «место городовое на горе», где ранее был детинец, постепенно пустело. По указу царя Михаила Федоровича здесь был основан монастырь с деревянной церковью. К 1678 году внутри прежнего города, а теперь монастыря, был возведен целый комплекс деревянным церковных построек, огороженных забором, рубленным «в замок». Дерево было дешевым строительным материалом, и небогатые посадские люди и монастыри охотно использовали его.

    Каменные строения в городе появились лишь в последней трети XVII века. После введения в 1667 году в России «Новоторгового устава», открывшего деловым людям широкий простор для деятельности, Гороховецкое купечество, используя выгодное положение города на тракте Москва — Нижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, быстро богатело. Торговля юфтью, льном, пенькой, полотном, маслом, вином, москательными товарами, кирпичом, приносила огромные барыши. Город быстро рос. Богатые купцы, желая увековечить свое имя и показать мощь своего благосостояния, делали огромные вклады в строительство каменных храмов. Одним из них был Троицкий собор в Никольском монастыре, построенный на средства купца Семена Ершова в 1681 году.

    Оспаривают друг у друга право на застройку «красного» места и другие именитые люди города, и каждый старается украсить свое детище как можно искуснее. Приглашаются лучшие мастера. В результате до нашего времени сохранился необычайный по своей цельности архитектурный ан¬самбль Никольского монастыря.

    Никольский монастырь был построен в XVII—XVIII веках. В панораме его доминирует Троицкий собор (1681—1689). Он двухэтажный: на первом этаже располагалась зимняя Никольская церковь, на втором Троицкая летняя. Прямоугольное в плане здание собора бесстолпное, завершается пятиглавием. Окна обрамлены наличниками с килевидным и зубчатым завершением. Барабаны глав глухие, декорированы колонками, перехваченными бусинами. С южной стороны собора находится интересное крыльцо с ширинками на столбах и ползучей аркой, ведущей на паперть.

    С северо-западной стороны собора стоит шатровая колокольня, построенная в те же годы, что и собор, и составляющая с ним одно целое. Это первая по времени каменная колокольня. Она имеет ярко выраженное местное своеобразие, заключающееся в особом пропорциональном соотношении высот заниженного четверика и повышенного восьмерика. Впоследствии этот тип колокольни закрепился в Гороховецком зодчестве.

    На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника (1710—1716). Нижние помещения ее использовались для хозяйственных целей. Церковь относится к типу бесстолпных четвериковых храмов с трапезной.

    Чтобы впечатление от монастыря осталось более цельным, нужно представить, что в XVIII веке он со всех сторон был огражден стеной. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Несколько таких изразцов с мотивом «вазона» еще сохранились. Яркие зеленые, желтые, синие и коричневые цвета поливы очень оживляют красное поле стены.

    На восточной стороне ограды располагались кельи и святые врата с церковью Покрова (1689). Здесь пролегала основная дорога из города в монастырь.

    Все основные постройки Никольского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению — Троицкому собору. Это интересный пример центрического построения ансамбля, имеющего огромное градостроительное значение в облике всего города. Контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом, свободное соединение с городской застройкой — все это делает его неповторимым памятником древнерусского зодчества.

    Осмотрев памятники Никольского монастыря, следует продолжить осмотр другого древнего комплекса архитектурных построек, раскинувшегося внизу на посаде — городского Благовещенского собора с колокольней (1700) и теплой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).

    От Никольского монастыря сюда можно спуститься по крутой, петляющей меж кустов тропинке северо-восточного склона или же по лестнице, ведущей к набережной реки Клязьмы.

    По переписным книгам Гороховца 1646 года деревянная церковь Благовещения уже числилась «в острожном месте».

    На рубеже XVII—XVIII веков вместо нее был воздвигнут каменный храм, увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската. Он высится на центральной городской площади, как бы перекрывая суетную многоголосицу городской жизни. Именно таким хотел его видеть Семен Ершов, когда давал немалые деньги на его постройку. Людям на загляденье, себе на прославленье! Если войти в собор через южное «красное» крыльцо, то вас поразят его двусветный объем и четыре стройных круглых столба, легко несущих крестово-купольное завершение.

    Архитектурное решение церкви напоминает столичные соборы, что, по-видимому, вполне отвечало вкусам заказчика. Заканчивая осмотр Благовещенского собора, следует упомянуть об уникальных западных дверях, которые ныне сняты и хранятся в рядом стоящей теплой церкви Иоанна Предтечи. Створки их обложены крашеной слюдой красного и синего цветов по бересте, а сверху как паутиной обтянуты ажурными орнаментами из просечного металла. Только в нескольких городах России можно увидеть такое сказочное великолепие.

    В то же время, что и собор, построена отдельно стоящая колокольня. Она шатровая, типа «восьмерик на четверике» и имеет необычно заниженный четверик по сравнению со стройным и легким по пропорциям восьмериком. Это чисто Гороховецкая особенность постройки. Соборная колокольня имела представительный вид, чему немало способствовали и установленные на ней когда-то городские часы-куранты.

    Пожалуй, наиболее полно всю значительность только что рассмотренных соборных построек начинаешь ощущать, когда оказываешься под низкими, как бы придавленными сводами церкви Иоанна Предтечи. Сам тип церкви восходит к жилым деревянным постройкам. Снаружи она очень нарядна, особенно с южной стороны. В основном это достигается за счет наличников, имеющих стройные полуколонки с пышными коринфскими капителями и изысканные «раковины» на очелье. Подобное окно мы уже видели на фасадах церкви Иоанна Лествичника в Никольском монастыре.

    Сегодня в церкви экспонируются передвижные выставки Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Они посвящены древнему быту гороховчан и их сегодняшнему дню.

    Если пересечь площадь, на которой стоит Благовещенский собор, то окажемся перед Сретенским монастырем. Он основан в 1658 году и первоначально был деревянным. Вход в него находится под пролетами тридцатипятиметровой колокольни (1689), которая стояла, по-видимому, над святыми воротами, следы которых в виде фигурных столбов можно увидеть еще и сегодня. Впоследствии к колокольне были пристроены келейные корпуса, замкнувшие западную сторону монастыря и лишившие ее пространственной свободы. По своему архитектурному решению колокольня типична для Гороховца: тот же заниженный четверик и легко вздымающийся над ним граненый столп шатра с тремя рядами слухов.

    Почти на оси с ней поставлен каменный Сретенский собор, построенный в 1689 году, т. е. примерно в те же годы, что и Троицкий собор в Никольском монастыре.

    Различен облик этих соборов. Если Троицкий очень строг, даже аскетичен, а декор играет подчиненную роль, то Сретенский более живописный и нарядный. Первый был собором мужского, а второй женского монастыря, что, вероятно, и наложило свой отпечаток, к тому же Никольский монастырь располагался высоко над городом и детали уже не играли той роли, как в Сретенском, который был на виду у каждого. Во всяком случае, архитектурный образ Сретенского собора решен по-иному. Здесь орнаментальный дар Гороховецких мастеров нашел наиболее полное выражение.

    Прямоугольный в плане собор имеет трехчастную структуру: основной объем, апсиды и трапезная. Центральный объем представляет собою стройный двусветный четверик, увенчанный пятью главами, барабаны которых оформлены колончатой аркатурой. Внутри он перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном, а трапезная — коробовым сводом с лотком на западе и распалубками над окнами. Снаружи в карнизной части собор завершается фризом из кокошников килевидной формы, который зрительно опирается на орнаментальный поясок, идущий по всему периметру объема. Оконные проемы, забранные коваными решетками, богато декорированы наличниками разнообразной формы с сочной профилировкой в завершениях. Входы решены перспективными порталами с коваными металлическими дверями. Сами главы покрыты цветной черепицей, что создает очень живописную картину, особенно когда все это начинает играть и переливаться в солнечных лучах.

    На той же оси, что и колокольня с собором, стоит теплая церковь, построенная в честь Сергия Радонежского. Время ее постройки неизвестно, но ее упоминание в 1678 году еще деревянной заставляет думать, что она воздвигнута в конце XVII века. Это типичная зимняя трапезная трехчастная церковь на высоком подклете, скупое архитектурное убранство которой контрастирует с рядом стоящим собором. В трапезной церкви сохранилась печь XVIII века, облицованная полихромными изразцами, оживляющими скромный интерьер.

    На территории монастыря находятся так же жилые и хозяйственные постройки, расположенные по периметру монастырских стен. Некоторые помещения сохраняют сводчатые перекрытия и планировку, характерную для древнерусских жилищ. Все они построены, вероятно, в первой половине XVIII века, до 1764 года, когда монастырь был упразднен и превращен в приход.

    Выйдя из монастыря через западные ворота под колокольней и свернув направо на Советскую улицу, мы через несколько минут окажемся перед понтонным мостом через Клязьму, за которой в пойме реки белеют стены самого древнего в Гороховце Знаменского монастыря (XVII—XVIII вв.). Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его вначале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на «Гороховской тяглых людей земле». А в 1679 году вездесущий Семен Ершов построил уже каменный храм Знамения Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней. Это были самые ранние каменные постройки Гороховца. Мастера еще только набирали опыт, поэтому в архитектурных формах этих сооружений много архаичного, не устоявшегося. Но основные черты и приемы, которые потом примут стабильный характер, уже налицо. Церковь кубическая, бесстолпная, одноглавая, перекрыта сомкнутым сводом. Апсида трехчастная и по высоте доходит до середины четверика, карниз которого увенчан декоративными кокошниками, опирающимися на подзор из горизонтальных тяг и сухариков,— прием, известный потом по многим постройкам. Барабан; главы оформлен аркатурно — колончатым поясом. Шатровая восьмигранная колокольня поставлена на низкий квадрат первого яруса. Правда, колокольня еще тяжеловата по пропорциям, но ее «Го-роховецкий» тип уже сложился. О том, как воспринимали это сами горо-ховчане, можно судить по архивному документу, очень образно рисующему изобретение местных мастеров: «...колокольня до плеч четыреугольная, от сих с осьмью пролетами осьмигранная, над ними карнизы полукруглые, под главу сведено круто...»

    Знаменская церковь является основным сооружением монастыря, жизнь которого была недолгой. В 1723 году указом Петра I монастырь, ввиду «малобратственности», был приписан к Флорищевой пустыни и с тех пор выполнял роль ее подворья. Правда, в XVIII веке здесь были построены каменные Святые ворота, ограда, келейный корпус и ряд деревянных служебных построек, но ничего значительного уже более не возводилось.

    В ходе нашего знакомства с древними памятниками Гороховца напрашивался вопрос: если для «Мира» именитые купцы города возводили величественные храмы, то, наверное, для себя они строили не менее, если не более пышные хоромы? Тут их щедрость не знала границ. Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилась гражданская архитектура XVII века. Причем среди семи сохранившихся каменных палат Гороховецкого посада нет двух одинаковых. У каждой из них свой «ранг». Здесь и палаты упомянутого уже купца Семена Ершова, ведшего хозяйство еще по старинке, и хоромы купцов Ширяевых, людей современных, не чуждавшихся иноземных новинок и светских вкусов, и дома купцов средней руки, и совсем простые каменные избы рядовых жителей посада. Вся социальная иерархия русской провинции нашла здесь свое отражение.

    От Знаменского монастыря в город ведет единственная дорога через мост, по которой выходим на центральную площадь города. Напротив Сретенского монастыря, под углом к нему, стоит длинное неприметное здание. Это одно из самых древних гражданских строений Гороховца. Сохранившиеся старинные своды, наличники, планировка в виде «избы со связью» с двумя палатами по бокам сеней и сходство некоторых деталей дома с декором Знаменской церкви позволяют сделать вывод, что дом был построен в то же время, что и церковь, и принадлежал Семену Ершову. В дальнейшем перешел к Судоплатовым и под этим именем вошел в историю Гороховецкой архитектуры.

    Если первый дом Ершова возведен еще с некоторой оглядкой на «Домострой», то следующая постройка претендует на дворцовые хоромы. Это так называемый дом Ершова (Сапожникова), построенный в 1680-е годы. Уже само местоположение дома на склоне Пужаловой горы в стороне от центральной улицы дало возможность значительно возвысить его среди рядовой одноэтажной застройки, от которой он отгорожен высоким тесовым забором с дубовыми воротами свыше трех метров, мощные столбы которых имеют форму резных «бусин», перехваченных рельефными валиками и обработанными жгутовыми порезками, характерными для русской народной резьбы по дереву. Большой вынос кровли ворот, массивные столбы, четкая рельефная резьба создают впечатление монументальности этого сооружения. По отношению к воротам дом стоит под углом. Поэтому он открывается взору во всем великолепии сразу с двух парадных фасадов — восточного и северного.

    Дом двухэтажный, на высоком подклете. Объемно-планировочное решение дома традиционно: посредине сени с входом из крыльца, по сторонам — жилые комнаты. Все помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Второй этаж дома являлся парадным. Здесь находились основные покои жильцов. В западной половине располагались две комнаты (хозяина и хозяйки), а в восточной одна — так называемая красная палата, где проходили торжественные события в жизни семьи. Первоначально второй этаж был деревянным, а в XVIII веке перестроен в каменный. Из хозяйственного подклета, где за крепкими замками хранилось имущество и товары хозяина, на первый жилой этаж вела узкая внутристенная лестница.

    Древний архивный документ следующим образом характеризует первоначальный облик хором: «...на оном о трех этажах палаты, крыты тесом, в исподнем две кладовые, у одной большой изнутри деревянные, а спереди створные, равно и у другой двери железные, в середнем в сенях и на крыльце двери железные, деревянной шкап, жилая полата, в оной перегородка дубовая, печь изращатая, в верхнем одна и полата жилая с печью изращатою, внутри трое двери деревянные наборные дубовые, в кладовых в окошках решетки железные, а в жилых полатах и на верхнем крыльце в окошках, кроме одного, во всех оконницы и с решетками железными...»

    В 1974—1979 годах дом Ершовых был восстановлен в своих прежних архитектурных формах Владимирской научно-реставрационной мастерской по проекту архитектора Л. С. Филипповой на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Воссоздан интерьер красной палаты, самой парадной части дома, в которой хозяин принимал гостей и устраивал званые пиры. Большой зал, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, грани которых декорированы профилированными тягами, вновь настраивают посетителя на торжественный праздничный лад. Остроту впечатления дополняют «дубовые кирпичи» пола и красная обшивка дверей и подоконников. И вещи. Подлинные вещи XVII—XVIII веков из Гороховца и из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сейчас в доме разместилась экспозиция, посвященная древней архитектуре и быту Гороховца. Наверное, нет лучшей формы музеефикации памятников, чем показ этих памятников в их исторической правде, в приближении к первоначальной сути их. Дом Ершова — один из удачных примеров этому. «Комната хозяина», «комната хозяйки», «девичья», сени, кладовые— и вот уже создается образ отдаленного прошлого, ушедшей эпохи.

    Западным фасадом дом Ершова выходит к двухэтажному Воскресенскому храму (последняя четверть XVII в.). В начале нашего века шатровая колокольня храма была разобрана, и ансамбль, куда входила еще и теплая церковь, также не сохранившаяся, потерял свою вертикальную доминанту. Объемно-пространственное решение Воскресенской церкви, построенное на живописном сочетании различных по высоте объемов и асимметрично пристроенных с севера и запада двухэтажных папертей с крыльцами, необычайно динамично. Сочная лепка наличников и декоративных поясков, выразительный силуэт мощных столбов крылец усиливают это впечатление, придают образу живой скульптурно-пластический характер.

    Церковь поставлена на «купецком посаде». Близость ее с усадьбой Ершова, а также сходство некоторых деталей с постройками Ершова дают основание полагать, что храм возник не без его помощи и, возможно, был его приходской церковью.

    Если спуститься от дома Ершова (Сапожникова) вниз по улице Советской и пересечь площадь, то направо можно увидеть дом, вплотную примкнувший к стенам Сретенского монастыря. Это строение других именитых людей Гороховца, уже упоминавшихся ранее Ширяевых (конец XVII — начало XVIII в.). Позднее дом перешел к Шумилиным. Дом всем своим видом показывает, что его хозяева были людьми, не чуждавшимися иноземных новинок. Об этом говорит анфиладное расположение комнат второго этажа, пришедшее в Россию с Запада и распространенное в дворцовых постройках уже XVIII века. Первый этаж был хозяйственным. Третий (жилой) этаж первоначально был деревянным, а в XIX веке его перестроили на каменный.

    Наряднее оформлен второй этаж, считавшийся парадным. Он сохранился наиболее полно. Своим великолепием поражают наличники. До наших дней дошло также древнее крыльцо со светелкой («девичья»), куда ведет узенькая лестница.

    К сожалению, многочисленные перестройки, которые претерпевает дом за свою долгую жизнь, сильно искажают его облик. Сегодня в Гороховце на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры ведутся интересные работы по восстановлению редчайших памятников жилой архитектуры. По проекту архитектора С. Мелешенко в 1980—1982 годах реставрирован дом Опарина (Седина) конца XVII века. Он расположен на берегу Клязьмы. К реке выходит его северный фасад с красным крыльцом, над которым, как и в доме Ширяева, разместилась светелка. Дом двухэтажный, с типичной для XVII века планировкой «в две связи». Первый этаж как обычно представляет собою хозяйственный подклет, разделенный на два помещения. Второй имеет две большие жилые комнаты с сенями посредине. Завершен дом высокой кровлей, характерной для древнерусских построек. Сегодня в старинных палатах расположился Дом бракосочетаний.

    Всего в нескольких десятках метров от дома Опарина (Селина) на одной линии с ним, находится дом Канонникова (конец XVII в.). Купцы Канонниковы жили скромнее. Может быть, это и сказалось на отделке дома. Он менее притязателен на вид и даже аскетичен. Трезвость и расчет стояли на первом месте. И место было выбрано удачное — на берегу Клязьмы, возле городского собора. Семья была большой, и палаты строились вместительными.

    По своей структуре дом Канонникова повторяет тип уже рассмотренных посадских каменных палат Гороховца. В 1979—1981 годах он был реставрирован (автор проекта — арх. Л. С. Филиппова). Вновь была восстановлена древняя трехчастная планировка дома. Среднюю часть первого и второго этажей занимают сени, по сторонам от них в первом этаже расположена жилая «людская» клеть и кладовая, а во втором — жилые покои хозяев. Сени перекрыты Коробовыми сводами, остальные помещения — сомкнутыми. Новшеством для Гороховецкого зодчества оказалась встроенная парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа на второй. Воссоздана в первоначальных формах четырехскатная высокая кровля с большими пологими полицами, дымниками и слуховыми окнами. Лаконичные членения фасадов и немногие декоративные детали вновь выразительно подчеркивают формы строгой архитектуры дома, раскрывающей еще одну интересную страницу в самобытной истории посадского зодчества Гороховца.

    Представление о древнем гражданском зодчестве города было бы неполным без знакомства с еще двумя жилыми палатами посада. Это дома Белова и Румянцева (первая половина XVIII в.), уютно обосновавшиеся на живописном склоне Никольской горы и смотрящие своими окнами на Клязьму. Это характерные однопалатные каменные избы простых горожан. Их тип восходит к деревянному жилому дому «в одну связь» (сени и клеть), широко распространенному в Древней Руси.

    «Золотой век» Гороховца кончился так же внезапно, как и начался. С середины XVIII столетия его торгово-ремесленный потенциал падает, купечество постепенно беднеет и разоряется, замирает большое строительство. Город становится глухой провинцией.

    В середине XIX века Гороховец насчитывал всего 2448 жителей и 327 жилых домов, из которых лишь 12 были каменными, да и те в большинстве относились к концу XVII — началу XVIII века.

    Если сегодня посмотреть на город с Пужаловой горы или со стороны Никольского монастыря, можно заметить, что деревянные строения всецело определяют облик исторической части города. Уютно разместившаяся вокруг каменных памятников деревянная застройка оттеняет белоснежные фасады древних зданий. Между тем и другим найдена та ясная соразмерность, которая позволяет по достоинству оценить талант народных мастеров, создавших на протяжении нескольких столетий изумительный по своей цельности и колориту городской ансамбль. Даже регулярная планировка конца XVIII века должна была посчитаться с плодами градостроительной деятельности древних зодчих.

    Наиболее яркие страницы деревянной летописи Гороховца созданы топором местных плотников, следы яркого искусства которых можно здесь обнаружить повсюду. В XIX веке в Верхнем Поволжье была развита барельефная (глухая) домовая резьба, исполнявшаяся с помощью долота. В Гороховецком крае самыми искусными ее мастерами были плотники — якуши. Их слава была настолько громкой, что Владимир Иванович Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», где они значатся как «долбежники, плотники рещики для резки у красной избы и на суда». Дома повсеместно одевались в пышное травное узорочье с фантастическими образами фараонок — берегинь, сиринов, а также львов и различных птиц. Особенно излюбленными были композиции с вазонами и произрастающими из них побегами аканта, а также солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на глади доски.

    Естественно, что в Гороховце искусство якушей, как преимущественно сельских плотников, приходилось по душе прежде всего крестьянам и горожанам, проживающим на городских окраинах. Поэтому дома, украшенные подобной резьбой, чаще всего можно встретить в районе улицы Московской, составлявшей в прошлом село Красное, ныне вошедшее в городскую черту.

    Самым ранним домом с такой резьбой можно считать дом Бобровой (ул. Калинина, 8), датируемый серединой прошлого века. На ставнях его окон изображены ромбы редко встречающегося типа. Близким по стилю исполнения является убранство окон дома Суховых (ул. Московская, 92). Как и в первом случае резьба здесь еще плоскостная и не отличается глубоким рельефом, который придает ей объемно-пластические свойства, характерные для более поздней домовой резьбы, сохранившейся, например, на доме Беловой (ул. Московская, 30).

    Оформление фасадов, как правило, указывало на материальный достаток жильцов. Чем богаче хозяин, тем просторнее был его дом, тем узорнее и искуснее он был отделан. Таков огромный двухэтажный дом сельских торговцев Поляковых (ул. Московская, 94), построенный в 1857 году. Сочная свободная резьба на наличниках окон, карнизах и мезонине отличает руку мастера, с отменным вкусом проявившего свой природный декоративный дар.

    Спустя два десятилетия Поляковы строят еще один дом на той же улице (ул. Московская, 66). По его оформлению видно, что за прошедшее время искусство резьбы изменило свой стиль. Орнамент стал теперь мельче и узорнее, сплошным ковром покрывая карнизы.

    В конце XIX века на смену рельефной резьбе в убранстве домов пришла легкая ажурная пропильная резьба. Но новое входило в практику через осмысление традиционного. По-прежнему излюбленными мотивами оставались вазоны, растительные побеги, розетки. При этом орнаментальный строй резьбы стал более изысканным.

    Рубеж XIX—XX веков ознаменовался в Гороховце строительством целого ряда крупных жилых зданий, многие из которых несут на себе следы увлечений псевдорусским стилем. Таковы особняки Кучиных, Морозовых, Шугуровых. Оригинальный сплав псевдорусского стиля с модерном выражен в архитектуре особняка Шориных (ул. Московская, 43). Неизвестный зодчий, безусловно, хорошо знал местную строительную традицию и в обилии снабдил дом резьбой, среди которой основное место занимают розетки, столь излюбленные в творчестве народных мастеров.

    Еще в большей степени от наследия местных плотников исходил и создатель дома Гороховецкого военачальника (ул. Ленина, 50). Особняк выстроен в формах новорусского стиля. Старые сказочные сюжеты, уже начинавшие к тому времени исчезать из творчества резчиков, вновь ожили на стенах этого дома. Но теперь плотнику пришлось вписывать любимые мотивы в необычные для него формы наличника, вычерченного рукой профессионального художника, возможно, близко стоявшего к кругу деятелей абрамцевских или талашкинских художественных мастерских. Но резчик с успехом справился с делом и придал дому яркий и нарядный вид.

    Чем ближе к центру города, тем строже вид его улиц и домов. В прошлом здесь проживали дворяне и чиновники, и это сказалось на характере построек, которые отразили увлечения столичной и усадебной архитектурой. Характерным образцом этого может служить дом Ангелова — Сарайкиной (ул. Ленина, 79), представляющий собой пример русского провинциального деревянного ампира.

    Большой путь в своем развитии прошел Гороховец за свою историю. Если перед Октябрьской революцией это был небольшой городок с населением около 4 тысяч человек, небольшим судоремонтным заводом и картонной фабрикой, то сегодня это один из крупных промышленных городов области, имеющий революционные, боевые и трудовые традиции.

    После Февральской революции, когда с марта по июль по Владимирской губернии прокатилась волна рабочих демонстраций, на предприятиях Гороховца в июне явочным порядком был введен 8-часовой рабочий день. В июле 1917 года размещенный в городе пехотный полк отказался выехать на фронт — сказалась агитационная работа большевиков. В первые дни Октябрьской революции большевики во главе с К. А. Киселевым установили в городе Советскую власть.

    Свидетелями тех далеких и волнующих событий являются историко-революционные памятники, сохранившиеся в центре этого старинного города. На улице Ленина, в доме 14, в здании районного узла связи (б. дом Ларина), в двухэтажном кирпичном доме вскоре после победы Октября разместился Народный дом имени А. В. Луначарского. Мемориальная доска на здании свидетельствует о том, что здесь 15 февраля 1918 года проходил первый Гороховецкий уездный съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. И в дальнейшем, вплоть до июня 1924 года, в этом здании работали уездные съезды Советов и партийные конференции уезда.

    Неподалеку, на улице Ленина, в доме 20 (б. дом Семенычева), в двухэтажном кирпичном доме, где находится районный отдел внутренних дел, с февраля 1918 года до мая 1924 года работал Гороховецкий исполком Первого уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

    В бывшем доме военачальника (ул. Ленина, 50) с ноября 1917 года по 1919 год работала уездная и городская ячейка РСДРП, а с января 1919 года до мая 1921-го размещался районный комитет РКП(б).

    На фронтах гражданской войны многие из гороховчан проявили мужество и отвагу. 60-й Гороховецкий стрелковый полк, сформированный в городе в августе 1918 года, воевал на Восточном и Южном фронтах и был награжден Красным знаменем ВЦИК. Уроженцем Гороховецкого уезда является и герой гражданской войны комбриг Семен Михайлович Патоличев. Еще в годы первой мировой войны он имел за храбрость четыре Георгиевских креста, в гражданскую воевал в войсках Буденного, Чапаева, знал лично М. В. Фрунзе. Он был награжден орденом Красного Знамени. В одном из боев на Украине он был смертельно ранен.

    В числе 26 бакинских комиссаров был уроженец Гороховца И. В. Малыгин, чей подвиг стал символом стойкости и мужества русских революционеров.

    В годы Великой Отечественной войны 17 тысяч гороховчан ушли защищать Родину, из них 39 человек участвовали в героической обороне Брестской крепости, которая первой приняла удар врага. Одиннадцать человек получили в годы войны звание Героя Советского Союза. Именем одного из них — А. В. Беседина — названа улица города.

    Хранят в Гороховце память о видном советском гидрогеологе академике Ф. П. Саваренском. На доме, где он родился и жил, установлена мемориальная доска. На доме № 56 по улице Ленина открыта мемориальная доска в связи с пребыванием здесь в 20-х годах (1926, 1928) выдающегося пролетарского писателя Н. Н. Ляшко.

    В 1970 году Гороховец включен в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность. Он вошел в систему туристического маршрута «Золотое кольцо России». Здесь старое соседствует с новым: одноэтажные частные домики, построенные задолго до революции, со старинными кирпичными амбарами, крепко сработанными воротами и современные многоквартирные дома. Новый кинотеатр, универмаг на улице Ленина — и тут же близко подножие Пужаловой горы!

    Главная улица города — улица Ленина (б. Благовещенская) — протянулась от шоссе Москва — Горький до площади, где находится автобусная станция. Это бывшая торговая площадь города. На площади — сквер. Здесь в 1979 году была установлена архитектурная композиция из металла и гранита в память 100-летия со дня рождения С. М. Патоличева. Авторами ее являются скульптор В. Л. Каплун и архитектор И. Г. Звездин. Тогда же площадь получила имя Патоличева.

    Гороховец преобразился. Несколько десятилетий Советской власти изменили его. На месте неприглядной обветшавшей застройки появилась новая площадь Ленина, где расположено новое здание райкома партии и райисполкома. В 1978 году здесь открыт памятник вождю. Авторы его — скульптор В. Л. Каплун и архитектор И. Г. Звездин.

    Значительное развитие получила в городе промышленность. Далеко за пределами области известны заводы подъемно-транспортного оборудования и судостроительный.

    Первый вырос на месте маленькой картонно-бумажной фабрики, основанной здесь в 1896 году частным владельцем. С 1948 года он стал авторемонтным заводом, а с 1960-го заводом подъемно-транспортного оборудования. Производимые здесь ленточные конвейеры, электрические тали с различной высотой подъема груза поступают почти на все заводы тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.

    Судостроительный завод в начале XX века изготовлял котлы для пароходов. Затем с 1907 года вплоть до Октябрьской революции выпускал сухогрузные и нефтеналивные баржи. После реконструкции в послевоенные годы завод начал строить самоходные суда: танкеры, крупнотоннажные речные и морские суда, а также речные буксиры, рыболовецкие траулеры, прогулочные катера и моторные лодки.

    Имеются в городе предприятия местной промышленности, организации агропромышленного объединения, обслуживающие сельское хозяйство Гороховецкого района.

    Город растет, ширится. Строятся новые жилые массивы, действует 5 общеобразовательных школ, 12 детских дошкольных учреждений, дом пионеров, открыты детская музыкальная и спортивная школы, работают четыре библиотеки. Имеется в городе профтехучилище, где готовят кадры для судостроительного завода и механизаторов для работы на селе.

    Город имеет свое запоминающееся лицо. Его черты созданы временем, которое оставило нам удивительные творения человеческих рук. Всё в больших объемах осуществляется их восстановление силами Гороховецкого реставрационного участка, созданного в 1961 году. Отреставрированы дом Ершова (Сапожникова) и Предтечеиская церковь, где размещены музейные экспозиции, дом Канонникова заняла библиотека, в доме Опарина (Седина) разместился дом бракосочетаний.

    Специалисты Владимирской научно-реставрационной производственной мастерской разработали проект реконструкции (руководитель проекта — архитектор В. С. Петров) исторического ядра города с целью превращения его в музейно-туристский центр.

    Большое поле деятельности для реставраторов в Гороховце — многие памятники его еще нуждаются в сохранении и обновлении.

    Хорошо заблудиться в лабиринте старых городских улиц, с тем чтобы неторопливо вглядеться в почерк народных мастеров, почувствовать горение их творческой мысли. Удивят изяществом орнамента резные кружева домов, разбудят фантазию диковинные флюгера, поразят торжественным величием дымники и грациозным изгибом — ажурные водостоки.

    Покидаешь Гороховец с намерением подольше сохранить в душе увиденное и с горячим желанием вернуться сюда вновь, ибо пребывание десь позволило почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт, еще лучше осознать грандиозные перемены, происшедшие в нашей стране.






    Скорректировать / исправить информацию