Виртуальный Владимир » Новости:: Культура :: "Тихий Дон" Бондарчука глазами общества Виртуальный Владимир
отправить ссылку другу версия для печати  

"Тихий Дон" Бондарчука глазами общества

На Первом канале только что закончился показ семисерийного телевизионного фильма «Тихий Дон». Снят он был Сергеем Бондарчуком, смонтирован его сыном Федором. У этого фильма не простая судьба. Возможно, великое и сложное произведение классика и не могло быть иначе экранизировано. Только вот перипетии и препоны, возникавшие при создании фильма, не показатели художественного достоинства произведения. И тому подтверждение – многочисленные разноречивые мнения, возникшие в прессе.    

Но сначала несколько слов об истории создания картины

 

Как уже упоминалось выше, судьба у фильма «Тихий Дон» не из лёгких. После пятого съезда кинематографистов СССР Сергей Бондарчук был в опале, и Госкомитет по кинематографии отказался финансировать его работы.

 

Однако в конце 80-х годов замыслом "Тихого Дона" заинтересовался итальянский продюсер Виченцо Рисполи и предложил снимать фильм на английском языке с Рупертом Эверетом и Дельфин Форест в ролях Григория Мелихова и Аксиньи.

 

"У нас с моим героем мало общего, - комментирует это решение Эверет, - моя кандидатура, вероятно, самый странный выбор для этой роли".

 

Начало съемок совпало с распадом Советского Союза и путчем 1991 года. Позже продюсерская компания обанкротилась. Километры отснятой пленки были арестованы за долги итальянским банком.

 

В 1994 году Сергей Бондарчук скончался. Трудности с фильмом окончательно подкосили его здоровье. Незаконченный "Тихий Дон" стал последней работой именитого киномастера.

 

Тем не менее, фильм увидел свет. Как отмечается в пресс-релизе "Первого канала", возвращением пленки на родину более десяти лет занимались министерства культуры и иностранных дел России, кинокомпания "Мосфильм" и лично президент Владимир Путин.

 

Заканчивал фильм сын режиссера Федор Бондарчук, автор нашумевшего блокбастера "9 рота" и Джаник Файзиев, постановщик "Турецкого гамбита", используя дневниковые записи и рабочие заметки отца.

 

Авторы фильма утверждают, что в нем нет ни одного кадра компьютерной графики, что все скачки и бои сняты «вживую». Картину монтировали по заметкам на полях режиссерской копии сценария Сергея Бондарчука. Главных героев озвучили актер Максим Суханов, известный по фильмам "Страна глухих" и "Богиня: как я полюбила" и актриса театра и кино Марина Зудина. Закадровый текст читает известный деятель культуры, актер и режиссер Никита Михалков.

 

Об общественном резонансе.

 

Мы сказали вкратце об истории создания картины, осветили основные вехи её возникновения, не для того, чтобы хоть как-то смягчить тот негатив, который «обрушился» со стороны общественности после просмотра фильма. А потому что в истории тоже можно найти объяснение неоднозначному общественному резонансу.

И именно, исходя из фактов истории создания фильма, известный российский режиссер Александр Митта считает, что новая экранизация романа Шолохова "Тихий Дон" поистине эпическое сочинение. Оно не разрушает наше представление, которое сложилось после знаменитого герасимовского фильма. Это просто другое прочтение, но также уважительное по отношению к автору.

 

А на вопрос журналистов, почему так много внимания в эпической картине уделялось теме любви, Митта в ответ привёл слова Фёдора Бондарчука, который считает, что для его отца главное в этом фильме была история любви Аксиньи и Григория, поэтому он и снимал прежде историю любви.

 

Но это, пожалуй, практически единственное на сегодня позитивное мнение о фильме. В целом же отзывы о кинокартине оставляют желать лучшего.

 

Например, журналистов насторожила слишком «прилизанная» картина быта донских казаков в исполнении голливудских звезд.

 

А "глянцевые" виды Дона, по мнению критиков, вызывают сомнения в том, что на экране был воплощен первоначальный замысел Сергея Бондарчука.

 

Донским же казакам «Тихий Дон» Бондарчука напоминает американский комикс 

Они считают, что фильм Сергея Бондарчука "Тихий Дон" не соответствует внутреннему миру жителей Дона. «Бесспорно, фильм красивый, но какой-то не наш» - заявил официальный представитель Всевеликого войска Донского Владимир Воронин. По словам Воронина, особенно не нравится казакам участие в картине актера Руперта Эверета, играющего главную роль.

Вместе с тем Воронин сказал, что атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий приветствует как приобретение, так и показ "Тихого Дона" Бондарчука. "По мнению войскового атамана, демонстрация кинокартины подвигнет многих россиян обратиться к первоисточнику - к книге Михаила Шолохова "Тихий Дон", - сказал представитель войска Донского.

 

А вот один известный кинокритик написал целую отповедь и поместил её в Интернете. Нам она показалась хлёсткой, меткой и обоснованной, а посему к нашей статье мы некоторые из её цитат прилагаем.   

    

 «Качественный видеоряд – это все, что, на мой взгляд, можно поставить в заслугу прославленному советскому кинорежиссеру, взявшемуся переплюнуть своего учителя Сергея Герасимова, создавшего в 1957-м поистине один из ярчайших образцов соцреализма (и на самом деле хороший фильм), В остальном фильм Бондарчука-старшего, смонтированный сыном-режиссером Федором, на котором природа явно отдохнула, смотрится не просто плохо. Он чудовищен.

 

Итак, кастинг. Дэльфин Форрест, Бен Газзарра, Мюррей Абрахам и Руперт Эверретт. Вам что-нибудь говорят эти имена? Да, и многое. Например, то, что никто из исполнителей главных ролей, скорее всего, в жизни не читал роман Шолохова. Конечно же, не смотрел герасимовский фильм и понятия не имеет о реалиях того времени в России. Это профессионалы, которым буквально перед каждым дублем объясняют, что надо делать, и они это качественно делают. На своем языке, причем. Таких фильмов о России вагон, и у всех у них один недостаток – получается полнейшая историческая галиматья, где даже такие яркие образцы, как "Доктор Живаго" с Омаром Шарифом, смотрятся не как трагедии, а как фарс и фантастика.

 

То, что Сергей Федорович Бондарчук будто бы не знал о сексуальной ориентации гей-иконы поколения, приглашая Эверетта на роль брутального Гришки Мелехова. Но это не важно – актер ведь прекрасный, красавец, каких свет не видывал, самый стильный представитель британского кинобомонда. Чернявый, нос крючком, прямо по тексту. Навязали продюсеры? Согласен, у них кто платит, тот и заказывает музыку. Но природу не обманешь. Из Эверетта такой же донской казак, как из красотки Дэльфин Форрест – Аксинья. И никакая переозвучка британской звезды Максимом Сухановым тут не поможет. Это все равно, как если бы Феллини пригласил Нонну Мордюкову и Юрия Никулина играть в своей "Сладкой жизни" вместо Мастроянни и Аниты Экберг. Вот и целующегося взахлеб с чужой женой радикального гомосексуалиста ну очень трудно принять за казацкого мачо. Никакой фантазии не хватит.

 

Поэтому западная составляющая актерского ансамбля попросту перпендикулярна российской, которая, кстати, не так уж плоха: Андрейченко, Гостюхин, Щербаков... Наши артисты играют гораздо убедительней, но видно, что находятся они не в своей тарелке, у них у всех – второстепенные роли. Еще один минус режиссуре: у Герасимова не было проходных ролей, а в кинематографе, ориентирующемся на "систему звезд", такого быть не может по определению. Поэтому крупные планы приглашенных знаменитостей монтируются с какими-то невнятными проходами "родных" лиц, в последовательности, явно намекающей на то, кто тут всем заведует.

 

И, наконец. Кино получилось совершенно "мыльное", дух романа исчезает с первого же кадра – это лубок для иностранцев, впервые открывших для себя, что в России была самая кровавая и страшная в прошлом веке система, уничтожившая миллионы людей»

 

Можно, конечно, долго перечислять пылкие критические замечания, сделанные в адрес «Тихого Дона» Бондарчука, но если в итоге все их резюмировать, получится вот такой  всеобщий вздох критиков: счастье, что Шолохов не дожил до этого!

 

Однако всё же звучали добрые слова, которыми хочется завершить. Друг Михаила Шолохова донской писатель Анатолий Калинин:

 

«"Тихий Дон" – такое великое явление, что к нему будут обращаться и через сто лет. Хорошо, что на него обратили внимание итальянцы, мы уже должны гордиться этим. Давайте теперь посмотрим "Тихий Дон" их глазами»

 

Наталья Солодилова.

 




Рубрика: Культура 22.11.2006 17:44
Рeйтинг: (Голосов:0)
Просмотров:670
Комментарии:
Оставлено: Александр Лысенко 2008-11-16 16:09:00

Фильм отвратительный. Т вовсе не потому, что эверет - гомосексуалист. Главное - он плохой актер! Да и остальные - тоже, особенно Андреченко.


Оставить комментарий:
Имя или Ник:    Email:

Введите число, указанное на картинке:
Жирный текстКурсивНумерованный списокМаркированный списокГиперссылкаИзображениеЦитатаКод или листингТекст с сохранением форматированияАдрес электронной почтыУлыбкаОгорчениеУдивлениеУхмылкаПодмигиваниеЯзыкВсё OKГлазаЯростьИк!Задумчивость